Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная, застывшая масса окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.
Другие материалы и покрытия, которые не соответствуют этому определению, несмотря на то, что они наносятся на металл и применяются для тех же целей, не следует связывать с понятиями «эмаль» или «эмали». Так, например, эмалевым лаком называют очень блестящую эмалевую краску, а эмалированной проволокой — покрытую эмалевой изоляционной краской медную проволоку.
Термином эмаль автор обозначает как материал, как вид декоративно-прикладного искусства, так и всю технологию изготовления художественных изделий, декорированных эмалью. Металл и стекло – два, совершенно различных материала – соединяются друг с другом.
Термические характеристики предназначенных для эмали специальных стекол должны соответствовать термическим характеристикам металла основы; в результате обжига между этими материалами должно осуществляться соединение без использования механических узлов крепления. Красота цветной эмали, ее устойчивость к химическим воздействиям, прочность есть результат ее соединения с металлом.
Все, что обусловливает применение эмали в течение более двух тысячелетий в декоративно-прикладном искусстве и все в большей степени в современной промышленности, основано, в конечном счете, на особых химических и физических свойствах спая стекло – металл.
О металлах и сплавах сегодня известно больше, чем об эмали, так как взаимодействие металлов между собой гораздо лучше изучено. Эмали по светопропусканию подразделяют на прозрачные, фондон, непрозрачные и опаловые.
Металлическая подложка более или менее отчетливо просвечивает через эмаль. Фондон — бесцветная прозрачная эмаль образует бесцветное блестящее покрытие на металлической подложке, широко используется в комбинации с цветными эмалями в художественном эмалировании. Непрозрачные (опаковые) эмали при добавлении глушителей в шихту становятся полностью непрозрачными. Могут быть получены во всех цветовых оттенках.
Опаловые (опалисцирующие) эмали наполовину прозрачны, т. е. представляют среднее между прозрачными и непрозрачными эмалями. Благодаря специальным условиям обжига они приобретают специфический вид: напоминают молочный опал.
В том случае, если температуры обжига эмали достаточно низкие, то эмаль можно наплавлять как на медь, так и на серебро и золото. Эмаль, специально предназначенная для серебра и золота, отличается тем, что ее цвет особенно хорошо проявляется на этих подложках.
Источник: art-katalog.com
Об авторе